Неопримитивизм – центральный этап исканий русского авангарда в 1909–1911 годах. История этого движения начинается со знакомства с новой французской живописью, творчеством Сезанна, Гогена, Матисса. Воздействие французской школы проявлялось в обновлении живописного языка, и не только. Наталия Гончарова писала: «Эти последние [современные французы] открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного».
Наталия Гончарова стремится осмыслить вечный вопрос о России между Востоком и Западом, запечатлеть образ страны крестьянской и религиозной. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис о пагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при Петре I, и подлинно национальной традицией – иконописью и «искусством крестьян», которая должна стать источником художественного обновления. Художники определяли задачи новой живописи, сформулировав принцип «свободно трактованной традиционности». Наталия Гончарова выбирает наиболее сложный путь – проникновения в глубь народной традиции. Лубки, изразцы, медное литье – основные иконографические источники ее религиозных композиций периода неопримитивизма.
Одно из лучших произведений Гончаровой среди религиозных композиций – «Богоматерь с младенцем» 1911 года. В нем почти точно повторен извод «Богоматери Страстной»: испуганный поворот фигуры Младенца, маленькие фигурки ангелов справа и слева. Ангелы не несут в руках орудия Страстей и нет надписаний, обязательных в традиционной иконописи.
Картина Наталии Гончаровой повторяет изображение на литых медных складнях. Такие меднолитые иконки с образом Богоматери Страстной получили широкое распространение в XVII–XIX веках, производство их было налажено в старообрядческих общинах. В 1909–1911 годах Наталия Гончарова собрала свою собственную коллекцию подобных изделий. Художница повторяет с литого образа композицию, позы и жесты всех фигур, линии складок на одеждах, узоры фона и орнамент на нимбах. Литое изображение волос Младенца в складнях, стертое и отполированное временем, она приняла за плат, поэтому написала Младенца Христа с покрытой головой.
На медное литье в качестве образца для «Богоматери с младенцем» указывает цветовое решение картины. Ее сине-зеленый фон копирует стекловидную цветную эмаль (финифть), которой покрывали фоны старообрядческих литых образков. Одеяния Богоматери и Младенца, яркого золотисто-желтого цвета, уподоблены золочению фигур в тех же изделиях. Иконному образу в картине Наталия Гончарова придает напряженную живописную экспрессию.