Гончарова Наталия (1881-1962)
Пьющие вино. Из полиптиха «Сбор винограда»
1911
Размер - 92,4 x 144,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1613
Дар по завещанию от А.К. Ларионовой-Томилиной. Париж. 1989
Неопримитивизм – центральный этап исканий русского авангарда в 1909–1911 годах. История этого движения начинается со знакомства с новой французской живописью, творчеством Сезанна, Гогена, Матисса. Воздействие французской школы проявлялось в обновлении живописного языка, и не только. Наталия Гончарова писала: «Эти последние [современные французы] открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного».
Наталия Гончарова стремится осмыслить вечный вопрос о России между Востоком и Западом, запечатлеть образ страны крестьянской и религиозной. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис о пагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при Петре I, и подлинно национальной традицией – иконописью и «искусством крестьян», которая должна стать источником художественного обновления. Художники определяли задачи новой живописи, сформулировав принцип «свободно трактованной традиционности». Наталия Гончарова выбирает наиболее сложный путь – проникновения в глубь народной традиции. Лубки, изразцы, каменные и деревянные рельефы – основные иконографические источники ее религиозных композиций периода неопримитивизма.
Девятичастный полиптих «Сбор винограда», наряду с полиптихами «Евангелисты» и «Жатва», – самый значительный среди религиозных произведений художницы 1910-х годов. «Сбор винограда» и «Жатва» посвящены теме Апокалипсиса, по свидетельству самой художницы. На сегодняшний день известно семь частей полиптиха, они находятся в разных собраниях. Неизвестны названия двух утраченных картин, в связи с чем трудно восстановить идею и композицию всего цикла.
Картина «Пьющие вино» – один из центральных образов цикла. Она выполнена в примитивистский манере. На ней изображен стол, покрытый белой скатертью. На столе виноград, хлеб и вино. Мужчины за столом пьют вино. Красные пологи шатра и синий фон обрамляют сцену. Изображение праздника напоминает композицию «Тайной вечери» в европейском религиозном искусстве. А.М. Эфрос писал о картине: «Думается, что в больших размерах последней картины [“Сбор винограда”] кроется то, что в ней удачно; это наводит на мысль, что и многие другие ее работы <…> вероятно, были бы приемлемее в размерах и трактовки фрески».
Полиптих «Сбор винограда» продолжает тему сбора плодов, характерную для крестьянских циклов Наталии Гончаровой 1909–1912 годов. Тема появилась в творчестве художницы под влиянием знаменитой картины Поля Гогена «Сбор плодов» 1899 года из собрания И.С. Щукина. Однако решает ее художница по-своему. В многочастных полиптихах «Евангелисты», «Жатва» и «Сбор винограда» Наталия Гончарова достигает наиболее полной реализации «русской», или «восточной», тенденции своего искусства.