Гончарова Наталия (1881-1962)
Св. Георгий Победоносец. Лист из альбома «Мистические образы войны»
1914
Размер - 32,4 x 24,8
Материал - бумага
Техника - литография, гуашь, тушь
Инвентарный номер - ГР-840
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
Завершением русского периода творчества Наталии Гончаровой стал альбом авторских литографий «Мистические образы войны». Число листов – четырнадцать – обозначает год начала Первой мировой войны (1914), затронувшей личную жизнь художницы. Лидер авангардистов и близкий друг Наталии Гончаровой Михаил Ларионов был призван на фронт в августе. После тяжелого ранения осенью того же года он долго лечился и был демобилизован. 
В «Мистических образах войны» в полной мере проявились символистские истоки неопримитивизма Н.С. Гончаровой. Многие литографии альбома отражают традиционные русские образы, реалии военного времени и в то же время передают апокалиптические настроения, связанные с войной. В качестве первоисточников Гончарова обращается к иконам, лубкам, а также к современным плакатам, афишам и открыткам. 
Начало, центр и конец цикла обозначены тремя святыми всадниками на конях, особо почитаемыми в русском народе: Георгием Победоносцем, архангелом Михаилом и Александром Невским. Гончарова начинает с образа, символизирующего древний стольный град Москву, а завершает цикл всадником, прозвание которого, Невский, отсылает к столице России Санкт-Петербургу. Георгий Победоносец на белом коне – один из самых популярных героев российских плакатов 1914 года.
Святой Георгий поражает копьем змея, который лежит навзничь, задрав кверху огромные когтистые лапы. Редкое изображение святого, обернувшегося назад, чтобы поразить змея, подсмотрено художницей на иконах XV века из собрания И.С. Остроухова, которые были представлены на выставке «Древнерусское искусство» 1913 года. 
Всадник на белом коне, столь любимый древнерусской иконописью образ, – отсылка к Апокалипсису: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник… и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6: 1–2). С него начинается суд над миром, и всадником на белом коне суд заканчивается: «И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19: 11).