Гончарова Наталия (1881-1962)
Эскиз женского платья для Дома моды «Myrbor-robe»
Конец 1920-х
Размер - 65,7 x 50,5
Материал - бумага кремовая
Техника - гуашь, графитный карандаш, алюминиевая краска
Инвентарный номер - Р-4406
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
Первые опыты Н. Гончаровой в области моды относятся еще к началу 1910-х годов. В парижский период художницу, театральные работы которой принесли ей успех, приглашали к сотрудничеству известные модные дома – она исполняла эскизы для Коко Шанель и Мари Мюэль, ее модели публиковал журнал «Vanity Fair», для знаменитых актрис и балерин она делала не только театральные, но и бытовые костюмы. В чем-то эта работа была близка сценографии – создание яркого выразительного образа, одновременно эффектного и комфортного. Дом моды «Мирбор–Роб», для которого Гончарова исполнила наибольшее количество заказов как на костюмы, так и на эскизы тканей и ковров, был создан такой же необычной и творчески одаренной женщиной – Мари Кутолли (1879–1973). Название Дома моды «Мирбор» составлено из арабской версии ее имени – Мириам – и первых букв девичей фамилии – Бордес. Будучи женой французского сенатора в Алжире, она начала свою деятельность с организации производства авторских ковров по эскизам современных художников – Фернана Леже, Пабло Пикассо, Жоржа Брака. В 1922 году Мари Кутолли открыла свой модный дом уже в Париже и обратилась к созданию одежды. В том же году она заключила контракт с Наталией Гончаровой. Художница создавала эскизы моделей и тканей, а в 1928 году завершила сотрудничество с «Мирбор-Роб» рисунками ковров.
Каждая гончаровская модель имеет свое название – «Орхидея», «Анютины глазки», «Королева Мария», «Водоросль» и др. В них отразились впечатления от увиденных природных форм, общения с людьми, для которых создавались костюмы, оформленных спектаклей, воспоминаний о собственных живописных работах. В эскизах Гончаровой, как отмечали французские журналисты, «поют сияющие краски, горят золото и медь» (цит. по: Marcade J.-C. L’Avant-garde russe, 1907–1927. Paris, 1995. P. 21)