Гончарова Наталия (1881-1962)
Апостол. Эскиз костюма для балета «Литургия» (не осуществлено)
1915-1916
Размер - 47,5 x 30
Материал - картон
Техника - гуашь, графитный карандаш, коллаж
Инвентарный номер - Р-5826
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
Балет «Литургия» – один из самых смелых проектов С.П. Дягилева. Первое упоминание о будущей постановке встречается в письме Дягилева И.Ф. Стравинскому от 25 ноября 1914 года. «Сюжет подробно рассказывать не стану – скажу только, что зрелище святое, экстатическая обедня, 6–7 коротких картин. Эпоха по жанру около Византии; <…> музыка – ряд хоров a cappella – чисто религиозных, может быть, вдохновленных григорианскими темами» – так описано содержание балета. Хореография была поручена Леониду Мясину, которого Дягилев старательно готовил в балетмейстеры. Музыкальное сопровождение варьировалось на протяжении всего времени работы над спектаклем: русские церковные песнопения, европейские композиторы, предполагалось даже пригласить итальянских футуристов во главе с Томмазо Маринетти. В конце концов было принято невероятное решение – балет без музыки, сопровождением должен был стать звук шагов танцовщиков на полой, уподобленной барабану, сцене. Не менее авангардным оказалось и художественное оформление Наталии Гончаровой, которую Дягилев специально пригласил из России в Швейцарию. Стремясь перенести на сцену принципы средневекового искусства, его строгий иконографический канон, Гончарова придумала жесткие костюмы-конструкции, где позы актеров были заранее определены специально прорезанными отверстиями для рук. Движение было возможно лишь вдоль сцены. В поисках вдохновения художница обратилась к русской иконе и византийской мозаике. Техника эскизов с элементами коллажа из блестящей фольги уподоблена сверкающей смальте. Постановка так и не была осуществлена. Однако великолепные рисунки и эскизы к балету многократно экспонировались на выставках и неизменно были отмечены восхищенными отзывами критиков и зрителей.