Гончарова Наталия (1881-1962)
Гвидон. Эскиз панно для особняка С. Кусевицкого
1920–1930-е
Размер - 89 x 44
Материал - бумага
Техника - акварель, бронзовая краска, графитный карандаш, алюминиевая краска
Инвентарный номер - Р-3585
Дар Эвелин Курнанд. 1983
Композиция «Гвидон» изображает одного из персонажей оформленного Наталией Гончаровой спектакля «Золотой петушок». Это эскиз панно для особняка Сергея Александровича Кусевицкого, знаменитого контрабасиста, дирижера, композитора. Сами панно были исполнены в масляной технике и находятся в музее МакНея в Техасе. Каким образом состоялась встреча художницы и музыканта, сказать сложно. Кусевицкий интересовался современным искусством, в Москве он регулярно посещал собрания общества «Свободная эстетика», где 24 марта 1910 года прошла однодневная выставка работ Н.С. Гончаровой. Их мог познакомить С.П. Дягилев уже в Париже, где в 1921–1928 годах проходили концерты Сергея Кусевицкого. Во всяком случае, в течение 1920-х годов художница работала над оформлением его парижского особняка (8, rue du Conseiller Collignon). Заказ включал исполнение панно и мебели для столовой, а также серии театральных панно для прихожей по мотивам спектаклей дягилевской антрепризы «Полуночное солнце» и «Золотой петушок». С последним балетом связаны композиции «Город», «Гвидон», «Полкан», «Астролог», «Шемаханская царица». На самом деле Полкан изображен на фоне города, заимствованного Гончаровой из ее декорации к еще одному знаменитому русскому балету – «Жар-птица».