Гончарова Наталия (1881-1962)
Электрический орнамент
1914
Размер - 90,5 x 77
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22002
Поступило из Музея живописной культуры, Москва. 1928
В созвездии выдающихся художников, объединенных термином «русский авангард», Наталию Сергеевну Гончарову можно без преувеличения назвать одной из самых ярких звезд. Гончарова всё время стремилась вперед, постигая существующие и прокладывая новые пути в искусстве. В картинах художницы уживалось всё и сразу: она с легкостью черпала вдохновение то в ассирийских рельефах, то в полотнах Гогена или Сезанна, то в русских народных лубках.
В марте 1914 года в Москве открылась выставка «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» – последняя, организованная Ларионовым в России. На ней Гончарова представила 19 работ, которые показали зрителю новую грань ее таланта. В живописи футуризма происходило разрушение догматических представлений XIX века о пространстве и времени (подобно тому, как это произошло в науке начала ХХ века). Художникам казалось, что они должны уйти от подражания природе и в конечном счете отказаться от фигуративности. Основоположник абстрактной живописи Василий Кандинский так сформулировал это: «Одна из самых важных преград на моем пути сама рушилась благодаря чисто научному событию. Это было разложение атома. Оно отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира».
В это время для Гончаровой требующим воплощения на холсте явлением оказалось электричество, поэтому на выставке «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» появились ее картины «Электрическая люстра», «Электрическая лампа» и «Электрический орнамент».
Само название «Электрический орнамент» предполагает отсутствие предмета как такового, глаз художника его не видит, но Гончарова создает нечто, недавно еще как бы не существующее, и ее кисть фиксирует «электрические» построения. В картине она ищет разгадку природы электрического света, его сущности. Это созвучно манифесту футуристов, опубликованному в сборнике «Ослиный хвост и Мишень» в 1913 году: «Те предметы, которые мы видим в жизни, не играют здесь никакой роли, <…> то же, что является сущностью самой живописи, здесь лучше всего может быть показано – комбинация цвета, его насыщенность, отношения цветовых масс, углубленность, фактура <…> Картина является скользящей, дает ощущение вневременного и пространственного – в ней возникает ощущение того, что можно назвать четвертым измерением <…> – этим путем живопись делается равною музыке, оставаясь сама собой. Здесь уже начинается писание картины таким путем, который может быть пройден только следуя точно законам цвета и его нанесения на холст».