Гончарова Наталия (1881-1962)
Богоматерь (с орнаментом). Религиозная композиция. Триптих. Орнамент. Цветы. Левая часть триптиха
1911
Размер - 98 x 104,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1635
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. Париж.1989
Неопримитивизм – центральный этап исканий русского авангарда в 1909–1911 годах. История этого движения начинается со знакомства московских художников с новой французской живописью, творчеством Сезанна, Гогена, Матисса. Воздействие французской школы проявлялось в обновлении живописного языка, и не только. Наталия Гончарова писала: «Эти последние [современные французы] открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного». 
Наталия Гончарова стремилась осмыслить вечный вопрос о России между Востоком и Западом, запечатлеть образ страны крестьянской и религиозной. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис о пагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при Петре I, и подлинно национальной традицией – иконописью и «искусством крестьян», которая должна была стать источником обновления. Художники определяли задачи новой живописи, сформулировав принцип «свободно трактованной традиционности». Наталия Гончарова выбрала наиболее сложный путь – проникновения в глубь народной традиции. Лубки, изразцы, медное литье и крестьянская вышивка – основные иконографические источники ее религиозных композиций периода неопримитивизма. 
Триптих 1911 года «Богоматерь (с орнаментом)» Наталия Гончарова уподобляет народной иконе, украшенной полотенцем с узорами. Две орнаментальные створки триптиха напоминают народные вышивки, золотное шитье XVII века на церковных тканях и цветочные обрамления иконных образов в лубках и гравюрах XVIII–XIX веков. Образ, написанный художницей, воспроизводит иконографический извод «Богоматерь и Младенец в коронах», получивший широкое распространение к концу XVII века. 
Гончарова в своих религиозных композициях не использует символы и надписания, обязательные для традиционной иконописи. Триптих «Богоматерь» написан экспрессивно, насыщенными контрастными цветами. Две боковые створки с крупным цветочным орнаментом усиливают его декоративную выразительность.