В 1916 году по приглашению С.П. Дягилева Н. Гончарова и М. Ларионов совершили путешествие по Испании, посетив множество городов. «Мы осмотрели Бургас, Севилью, Авилу, Мадрид», – вспоминала Гончарова. Во время поездки у Дягилева возникла идея поставить «испанские» балеты – «Триана» на музыку И. Альбениса и «Испания» на музыку «Испанской рапсодии» М. Равеля. Работа над балетами шла в Сан-Себастьяне, где дягилевская труппа гастролировала. Предполагалось, что в состав исполнителей будут включены местные танцовщики фламенко. Однако выяснилось, что привыкшие импровизировать испанцы не могут повторять рисунок танца, придуманный хореографом. Оформление спектаклей Дягилев поручил Гончаровой, постановку – Леониду Мясину. Первый из балетов, «Триана», получил название от цыганского района Севильи, где располагалось множество таверн, в которых выступали исполнители фламенко. Как свидетельствуют архивные записи, в основе сюжета – праздничный день с ярмаркой и традиционными для нее песнями и танцами, отсюда второе название балета – «Испанская ярмарка». Гончарова создала интенсивные по цвету декорации и костюмы. Непременным декоративным элементом сценографии и важным атрибутом костюма стали для нее детали национальной испанской одежды – кружевная мантилья и веер. Ажурное кружево придает легкость и изысканность костюмам и становится нарядным обрамлением декораций.
Постановки не были осуществлены, но представляемый костюм был реализован для характерной танцовщицы Кариатис (настоящее имя – Элизабет Тулемон, 1888–1971), выступавшей в Париже в 1920 году.