Неопримитивизм – центральный этап исканий русского авангарда в 1909–1911 годах. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис о пагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при Петре I, и подлинно национальной традицией – иконописью и «искусством крестьян», которая должна была стать источником обновления. Художники определяли задачи новой живописи, сформулировав принцип «свободно трактованной традиционности».
Наталия Гончарова стремилась осмыслить вечный вопрос о России между Востоком и Западом, запечатлеть образ страны крестьянской и религиозной. Художница выбрала наиболее сложный путь – проникновения в глубь народной традиции. Лубки – одна из основных составляющих ее творчества периода неопримитивизма.
Монументальная трехчастная композиция «Венчание Богоматери» исполнена по мотивам русского лубка первой половины XIX века. Торжественная сцена увенчания Девы Марии как Царицы небесной воспроизводит распространенную со времен Ренессанса иконографию. Иисус Христос и Саваоф возлагают венец на голову Богоматери. Их осеняет сиянием Святой Дух в виде реющего голубя. Вокруг в облаках изображены серафимы и херувимы. У ног Богоматери серп полумесяца. Христос попирает змея.
Наталия Гончарова переводит в живопись основные особенности русского иконного лубка. Трехмерная иллюзорность преобразуется в плоскость. Расположенные в перспективе объемы превращаются в цветовые пятна. Моделирующая объем тень становится иконописным контрастным притенением. Линия рисунка намеренно огрубляется. Благодаря традиционным средневековым приемам западная в своей основе иконография переосмысляется в архаическом иконном стиле.
Напряженный сумеречный колорит, характер композиции «Венчание Богоматери» напоминают работы Эль Греко, одного из любимых художников Наталии Гончаровой. Критик А.А. Ростиславов писал по поводу религиозных композиций художницы: «Если в них нет древнего умиления, то, несомненно, передана серьезность».