Гончарова Наталия (1881-1962)
Архангел (в белом). Триптих «Спас». Правая часть триптиха
1910-1911
Размер - 132 x 69,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1616
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. Париж. 1989
Неопримитивизм – центральный этап исканий русского авангарда в 1909–1911 годах. История этого движения начинается со знакомства с новой французской живописью, творчеством Сезанна, Гогена, Матисса. Воздействие французской школы проявлялось в обновлении живописного языка, и не только. Наталия Гончарова писала: «Эти последние [современные французы] открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного».
Наталия Гончарова стремится осмыслить вечный вопрос о России между Востоком и Западом, запечатлеть образ страны крестьянской и религиозной. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис о пагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при Петре I, и подлинно национальной традицией – иконописью и «искусством крестьян», которая должна стать источником художественного обновления. Художники определяли задачи новой живописи, сформулировав принцип «свободно трактованной традиционности». Наталия Гончарова выбирает наиболее сложный путь – проникновения в глубь народной традиции. Лубки, изразцы, деревянная скульптура, народные иконы и копии древних фресок – основные иконографические источники ее религиозных композиций периода неопримитивизма.
Триптих «Спас (с виноградными лозами)» 1910–1911 годов уподоблен створчатому складню и деисусу с архангелами. На центральном полотне поясное изображение Христа на фоне виноградной лозы, в левой и правой створках – ангелы в полный рост, обращенные к центру. «Створчатость большинства гончаровских вещей, роднящая Гончарову с иконой <…> идет <…> от малости храмины. Комната была мала, картина не умещалась, пришлось разбить на створки», – писала образно М.И. Цветаева со слов самой художницы.
Фигура ангела написана упрощенно и экспрессивно. Линии силуэта намеренно огрублены и обобщены художницей, что напоминает провинциальную скульптуру, вырезанную из дерева. Живописная композиция построена на контрастах: белые одежды с черными складками, яркие красно-белые крылья, желтый нимб, зеленый позем. Лик, руки и ноги ангела написаны темной охрой. Ангел в белых одеждах изображен мягче, чем ангел в зеленых одеждах. В своих религиозных композициях Наталия Гончарова никогда не делала надписаний и не изображала традиционные символические знаки, чтобы ее картины не воспринимались как иконы.
Один из возможных источников триптиха – изображение Богоматери Оранты с двумя ангелами на фресках XII века храма Спаса на Нередице в Новгороде.