Гончарова Наталия (1881-1962)
Плясунья. Эскиз костюма к балету на музыку Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
1937
Размер - 45,5 x 30
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-3590
Дар Эвелин Курнанд. 1983
Премьера оперы-балета «Золотой петушок» состоялась 25 мая 1914 года. Успех постановки не только принес известность Наталии Гончаровой и вновь подтвердил успешность «Русских балетов», он обозначил поворотный момент в истории антрепризы – начало сотрудничества с художниками авангарда. Несмотря на восторженную реакцию зрителей и критики, спектакль быстро исчез из репертуара. Причиной тому была ссора С.П. Дягилева, самовольно сделавшего купюры в партитуре оперы, с вдовой Н.А. Римского-Корсакова. В 1937 году руководитель компании «Русский балет колонеля де Базиля» Василий Воскресенский предпринял новую попытку поставить «Золотой петушок». Решив проблему с авторскими правами, он пригласил ту же команду – хореографа Михаила Фокина и художницу Наталию Гончарову. Фокин создал чисто балетную версию, увеличив и развив многие партии. Так, например, возникли танцы Золотого петушка, роль которого исполняла Татьяна Рябушинская. Предполагалось, что Гончарова предоставит свои старые эскизы 1914 года, но к этому времени у художницы уже не было полного комплекта костюмов и декораций (они разошлись по музейным и частным собраниям), поэтому Гончарова сделала их заново. Фокин писал: «Она в общих чертах повторила свою первую работу, но на этот раз превзошла себя. Я считаю эту ее работу одною из самых прекрасных, которую только приходилось видеть на сцене». Замечательное оформление и обновленную хореографию Фокина дополнял звездный состав исполнителей. Премьера в Ковент-Гарден 24 мая 1937 года повторила успех первой постановки.