Гончарова Наталия (1881-1962)
Апостол. Эскиз костюма к балету «Литургия»
1915
Размер - 55,5 x 42,5
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-7898
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
В 1940 году Александр Родченко был еще в Москве. Затем ему надо было ехать в Очёр Молотовской области (ныне Пермский край), куда эвакуировались некоторые москвичи и где ждала его жена – художница Варвара Степанова. Здесь ему предстояло встретить свое пятидесятилетие. По всей вероятности, в эти последние московские недели он начал серию тушевых рисунков, которые назвал «Мимолетности», а продолжил работу над ней уже в эвакуации.
Эта серия связана с циклом фортепианных пьес С.С. Прокофьева, написанных композитором в 1915−1917 годах и впервые исполненных в октябре 1917-го. Прокофьев взял название из стихов К.Д. Бальмонта и сделал эпиграфом цикла две строки: «В каждой мимолетности вижу я миры / Полные изменчивой радужной игры». Хотя обычно принято соединять рисунки Родченко с циклом инструментальных пьес С. Прокофьева, названия листов у него независимы от произведений композитора.
В своей серии женских головок Родченко создал гамму характеров, темпераментов, настроений. Кистью на бумаге он рисовал и глубокую печаль, и радостный смех, и сложное переживание, и мрачную драму. В рисунке, названном им «Легкомыслие», Родченко воплотил бесшабашный женский характер. Художник работал кистью и пером. Густыми мазками туши он запечатлел небрежно взлохмаченные пряди волос, глаза, брови и густо накрашенный рот модели. Пером наметил прямой нос и отдельные волоски, выбившиеся из прически.
В этюдах серии «Мимолетность» Александр Родченко не стремился давать сложные психологические портреты. Он рисовал типы женщин и обозначал свое отношение к ним. В рисунке «Легкомыслие» мы не видим симпатии автора к модели.