Шадр Иван (1887-1941)
Александр Сергеевич Пушкин
1939
Размер - 77 x 23 x 27
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-121
Поступило из мастерских Управления отделочных работ Главмосстроя. 1956
Из разных видов пластики Иван Шадр отдавал предпочтение монументальному искусству и оставил большое число эскизов и набросков, как графических, так и скульптурных. Большинство замыслов осталось неосуществленным. Ряд проектов был посвящен русским писателям – А.Н. Островскому, А.М. Горькому, М.Ю. Лермонтову. К образу Пушкина Шадр обратился в начале 1935 года. В графике им разрабатывались многочисленные сюжетные варианты и пластические мотивы возможного памятника. Его привлекали такие темы, как дуэль, знакомство поэта со «Словом о полку Игореве», Пушкин на берегу Черного моря, конфликт с царем, Пушкин и декабристы, всенародная слава и память о поэте у будущих поколений.
В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня гибели поэта, был объявлен Всесоюзный конкурс на создание памятника для Ленинграда, в котором скульптор принял участие. Состоялась закладка памятника. Местом установки была выбрана стрелка Васильевского острова перед зданием бывшей Биржи у ростральных колонн. Согласно заданию, следовало представить поэта как автора заключительных строк «Послания к Чаадаеву»: «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!» В подготовительных рисунках скульптор не ограничивался конкретным заданием, давая волю своей фантазии.
В скульптурном эскизе памятника Шадр воплотил романтический образ Пушкина – порывистого, эмоционально открытого, устремленного в будущее. Тяжелая шинель, накинутая на плечо, сковывает движения поэта. По мысли скульптора, она символизировала гнетущую силу самодержавия, от которой поэт стремился освободиться. Основанием для фигуры служит колонна с коринфской капителью. Первый тур конкурса не выявил победителя. После этого был объявлен дополнительный конкурс скульптурных эскизов фигуры поэта для памятника. В рецензии на представленные работы искусствовед Машковцев выделил как лучший именно этот эскиз Шадра. Следующие туры конкурса состоялись уже после смерти скульптора и окончания Великой Отечественной войны. Было решено перенести памятник в сквер перед зданием Русского музея. Выполненный по проекту М.К. Аникушина, он был открыт в 1957 году.