Николай Андреев (1873–1932) – советский скульптор, график. Наиболее известен как автор «Ленинианы» – большой серии скульптурных и графических портретов В.И. Ленина.
Настоящий портрет был выполнен Н.А. Андреевым в 1905–1906 годах, в начале его творческого пути. К тому времени он закончил обучение в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества и съездил на Всемирную выставку 1900 года в Париж. Там скульптор познакомился с различными направлениями развития современной европейской пластики. По возвращении из поездки, начиная с середины 1900-х годов, мастер по просьбе А.И. Сумбатова-Южина, председателя литературно-художественного кружка «Среда», активно работал над созданием портретов современников – представителей культурной и интеллектуальной элиты Москвы.
Одним из них был Борис Константинович Зайцев (1881–1972) – писатель, мемуарист, переводчик, общественный деятель. В начале 1900-х годов он был вхож в литературные кружки «Среда» и «Башня». В 1906 году в издательстве «Шиповник» вышел его первый прозаический сборник под названием «Рассказы», проиллюстрированный М.В. Добужинским. В первые годы после революции Б.К. Зайцев активно помогал социальным организациям, принимал живое участие в работе Комитета помощи голодающим. В 1921 году был арестован. Через год вместе с семьей покинул Россию и большую часть жизни прожил в Европе и Америке.
В этом произведении Н.А. Андреев продемонстрировал мастерство реалистического портрета, что выразилось прежде всего в точности передачи характера изображаемого человека. В заостренности черт, резко очерченных контурах овала лица, подбородка, в выпуклости скул и сжатости губ ощущаются некоторая холодность и закрытость молодого человека. Вместе с тем тонкость линий слегка нахмуренных бровей, римский профиль носа и большие глаза указывают на утонченность и одухотворенность его натуры.
Художественная практика в Париже оставила заметный след на работах раннего периода Н.А. Андреева. Он использовал в создании художественного образа технические приемы скульптурного импрессионизма. Это выражается в ощущении свободно вылепленной, незаконченной формы и особенно заметно у основания скульптуры.
Бюст был отлит в бронзе по оригинальному гипсовому слепку в 1958 году по заказу Третьяковской галереи.