Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре
Патрон шедевра
Верещагин Василий (1842-1904)
Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре
1874-1876
Размер - 31,7 x 45
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2073
Приобретено П.М. Третьяковым на аукционе произведений В.В. Верещагина в Санкт-Петербурге. 1880
Во время путешествия по Индии (1874–1876) Верещагин посетил Агру, древний город на севере страны, бывшую столицу империи Великих Моголов. Здесь находилась резиденция правителей – Красный форт, мощное крепостное сооружение, в центре которого до сих пор возвышается суннитская мечеть Моти. Она была построена в середине XVII века при Шах-Джахане I, обессмертившем свое имя историей о знаменитом Тадж-Махале. Свое название мечеть получила благодаря ослепительно белому цвету архитектурных деталей, напоминающему переливчатые оттенки жемчуга. Сияние залитых солнцем куполов на фоне ярко-синего неба в сочетании с совершенством пропорций потрясло художника, и он написал этюд «Жемчужной мечети» непосредственно с натуры.
Судя по резким теням на первом плане, Верещагин работал, укрывшись от знойного солнца в угловой части внутреннего двора, облицованного белоснежным мрамором. Несколькими яркими мазками он обозначил молящегося у водоема, чтобы передать масштаб великолепного комплекса. Художник четко фиксирует конструктивные особенности мечети. В центре картины изображен фасад величественной аркады, который скрывает за собой молельный зал. Он украшен рядами стройных колонн, поддерживающих резные своды и образующих легкие ажурные анфилады. На прямой крыше здания возвышаются три больших выпуклых купола, перед которыми расположен ряд декоративных беседок-чхатри. Просторный двор окружен длинными крытыми галереями с арками и встроенными воротами, которые венчаются такими же куполами-чхатри. Эти изысканные элементы индуистского зодчества гармонично вписываются в строгую симметрию могольского стиля.
Перед центральным входом в роскошное помещение мечети воздвигнут квадратный мраморный резервуар для омовений. Слева от него заметна невысокая каменная тумба с древними солнечными часами. Отметим высокое колористическое мастерство Верещагина, написавшего этюд необычно насыщенными красками, которые не потускнели спустя сто пятьдесят лет.