Иван Шадр был среди художников, запечатлевших Ленина в гробу во время траурных дней в январе 1924 года в Колонном зале Дома Союзов, где происходило прощание народа с вождем. В зал были внесены скульптурный станок и глина. В небольшом эссе «Нет Ленина – есть Ленин!» Шадр рассказал, в какой обстановке лепил портрет, и отметил, что проработал без перерыва 46 часов. До этого момента он никогда не встречался с вождем, тем не менее, смерть Ленина потрясла его. Он поставил себе задачу вылепить, как он сам впоследствии писал, документ истории. Интересно, что при этом скульптор негативно отнесся к посмертной маске, сделанной С.Д. Меркуровым: «Маска, снятая механически, несмотря на всю свою точность, лжет. Она отражает предсмертную агонию, но не подлинное лицо человека». Шадр, напротив, стремился в своем портрете как можно более документально запечатлеть облик вождя: «Леплю голову Ленина из глины в натуральную величину, работаю с величайшей осторожностью, точностью… Я изучаю строение головы Ленина. Моя задача – дать правдивый скульптурный портрет».
Характерно, что Шадр лепил голову в натуральную величину, хотя обычно такие приемы не приняты при изображении натуры. В отличие от посмертной маски, портрет всегда подразумевает отход от реальных размеров в ту или иную сторону, в противном случае получается муляж. Безусловно, Шадр безупречно владел скульптурным ремеслом и знал эти аксиомы профессии. Соответственно, он сделал это намеренно, следуя поставленной задаче, связанной с документальностью изображения. Спустя восемь лет портрет был переведен скульптором в мрамор.
После того как был создан портрет в Колонном зале Дома Союзов, Шадр уже не оставлял работы над образом вождя. Он даже поставил у себя в мастерской киноаппарат и при необходимости включал фильм «Ленин в жизни», с тем чтобы подробно изучать все его движения и жесты. Памятник, созданный им для Земо-Авчальской ГЭС возле Тбилиси, простоял не одно десятилетие. Напротив, скульптура, предназначенная для Кремлевского дворца, была раскритикована и заменена работой С.Д. Меркурова. По одному проекту были установлены сразу три памятника – в Мытищах, в городе Александровске на Сахалине и городе Горьком. Остались невоплощенными проекты памятников Ленину для Казани и Днепропетровска. В 1939 году была завершена в гипсе необычная для иконографии вождя композиция, представлявшая фигуру Ленина на смертном одре в окружении знамен, следы которой к настоящему времени затерялись. Таким образом, портрет Ленина в гробу послужил импульсом к созданию шадровской Ленинианы.