Спас
Патрон шедевра
Перов Василий (1833-1882)
Спас
Вторая половина 1860-х
Размер - 25,8 x 20,6
Материал - мрамор
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1478
Приобретено у А.Н. Грошевой, Москва. 1995
С творчеством Василия Перова исследователи связывают утверждение в русской живописи реализма как сложившейся художественной системы. Но сколь бы точно ни воспроизводили полотна художника удручающие стороны жизни современной ему России, по духу они всегда были созвучны христианским ценностям и христианскому мировоззрению. Как и многие современники, Перов с критикой относился к институту церкви, но глубоко почитал Священную историю, воспринимал образы Христа, Богоматери и христианских святых как символы высшей и универсальной человечности. В его наследии есть произведения на евангельские сюжеты («Христос в Гефсиманском саду», 1878), религиозные полотна академического толка («Христос и Богоматерь у житейского моря», 1867), а также пример обращения к иконописной традиции – икона на мраморе с изображением Иисуса Христа.
Произведение было приобретено в Третьяковскую галерею в 1995 году у потомков художника. По семейному преданию, небольшую икону «Спас» Перов подарил Анне Фёдоровне Шейнс, матери своей первой жены. После смерти дочери она заботилась о Перове и его маленьких детях, и художник относился к своей теще с глубоким уважением. Поступлению иконы в коллекцию галереи предшествовало многоэтапное исследование. Оно подтвердило подлинность произведения и его принадлежность кисти Перова как с точки зрения мировоззренческого соответствия творчеству художника, так и со стороны технических особенностей его живописи. Результаты исследования опубликованы отдельной статьей в сборнике I научной конференции «Экспертиза произведений изобразительного искусства».
Икона была исполнена Перовым в необычной технике масляной живописи на мраморе и композиционным решением восходит к иконографическому типу «Спас оплечный». Традициям древней иконографии отвечает изображение и одежд Христа – синий гиматий поверх пурпурного хитона, и свойственного Спасителю крещатого нимба. Иконный образ отличает глубокая выразительность. Невозмутимость и внутренняя сила соединяются в лике Христа с совершенной красотой, мягкостью и плавностью линий.
Христианские прообразы повлияли не только на живописное, но и на литературное наследие Перова. Сюжеты и герои его рассказов зачастую обращают читателя к кругу вечных вопросов бытия и отражают христианское понимание сущности категорий добра и зла, добродетели, страданий и смирения (например, в рассказах «Под крестом», «Великая жертва»).