Врубель Михаил (1856-1910)
Морская царевна
1899
Размер - 57 x 26,6 x 20
Материал - майолика
Инвентарный номер - СК-277
Приобретено у И.Б. Гурмана через Московскую закупочную комиссию. 1974
Михаил Врубель – выдающийся русский художник конца XIX – начала ХХ века. Как представитель эпохи модерна, он реализовал свой творческий потенциал практически во всех видах изобразительного искусства. В области скульптуры Врубель также воплотил новаторские творческие идеи.
Художник увлекся изготовлением керамической скульптуры, когда начал работать в гончарной мастерской в усадьбе Абрамцево в 1890 году. На создание яркой, красочной майолики Врубеля вдохновляли образы русских народных сказок, которые вскоре стали представляться в форме современных театральных постановок в Русской частной опере С.И. Мамонтова в Москве.
Это произведение относится к серии майолик, выполненных Врубелем в 1898 году по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Для этой постановки в 1897-м он создал эскизы костюмов, а также принял участие в исполнении декораций для сцены «Подводное царство».
Чтобы Садко остался жить в Подводном царстве до конца своих дней, владыка морей решил женить его на одной из трехсот дочерей. Благодаря совету Миколы Можайского герою удалось избежать такой судьбы и вернуться обратно в Нижний Новгород. Выбрав в жены девицу Чернаву, Садко вскоре после брачного пира проснулся на берегу реки родного города. В этой скульптуре Врубель передал волшебный образ морской царевны.
Плавностью и текучестью форм керамическая фигура напоминает морскую волну. Царевна, лицо которой обрамлено распущенными волосами, взирает на мир словно из глубин водной стихии. Изящные линии рук вторят округлости пластических объемов. Морская звезда, подобно короне, завершает облик сказочного персонажа.
Важную роль в передаче образной выразительности также играет использование Врубелем цвета в скульптуре. Мягкие металлические переливы темно-оливковой, красной и желтой глазурей во множестве оттенков позволяют создать ощущение таинственной призрачной дымки, будто окутывающей фигуру и переносящей зрителя в мистический мир художника. Добиться такого эффекта автору помогло освоение новой технологии восстановительного обжига.
Произведение приобретено в собрание Третьяковской галереи в 1974 году.