Врубель Михаил (1856-1910)
Купава
1897-1900
Размер - 40 x 31,5 x 13,7
Материал - майолика
Техника - роспись в два цвета, восстановительный обжиг
Инвентарный номер - Инв.10627
Приобретено у М.С. Морозова Советом Государственной Третьяковской галереи. 1930
Михаил Врубель – выдающийся русский художник конца XIX – начала ХХ века. Как представитель эпохи модерна, он реализовал свой творческий потенциал практически во всех видах изобразительного искусства. В области скульптуры Врубель также сумел воплотить новаторские творческие идеи.
Художник увлекся изготовлением керамической скульптуры, когда начал работать в гончарной мастерской в усадьбе Абрамцево в 1890 году. На создание яркой, красочной майолики Врубеля вдохновляли образы русских народных сказок, которые вскоре стали представляться в форме современных театральных постановок в Русской частной опере С.И. Мамонтова в Москве.
В начале 1898 года у художника возникли первые замыслы выполнения в скульптуре основных персонажей оперы «Снегурочка». В это же время у него завязались дружеские отношения с автором музыки – Н.А. Римским-Корсаковым. Заглавную партию в спектакле исполнила супруга живописца, певица Н.И. Забела-Врубель.
В этом произведении Врубель представил образ Купавы, одной из главных героинь пьесы Островского. Она играет важную роль в раскрытии темы поиска счастья и обретения настоящей любви. Облик героини поражает особенной, сказочной красотой и женственностью форм. Близость образа живой природе выражена не только плавностью складок одежды и текучестью линий, но и композиционным расположением фигуры. Ее изогнутый стан будто продолжает тонкий ствол дерева, на который она опирается. Цветочный венок, покрывающий голову девушки, делает утонченный силуэт завершенным.
В колористическом решении этой майолики художник использовал два цвета – желтую и коричневую глазури. Благодаря освоению новой техники восстановительного обжига ему удалось достигнуть не только золотистого отблеска поверхности скульптуры, но и богатства переливов основного цвета – от лимонного оттенка до темно-оливкового.
В 1930 году это произведение поступило в собрание Третьяковской галереи.