К началу 1910-х годов Гончарова – уже вполне состоявшийся самостоятельный живописец, не признающий авторитетов, освоивший достижения европейских художников и обратившийся к искусству собственного народа. В статье «Основы новой русской живописи», опубликованной в каталоге выставки «Ослиный хвост», прямо говорилось об этом: «…На родине так много еще нетронутого и неразработанного. Наши изумительные иконы, наши старые лубки, северные вышивки, каменные бабы, барельефы на крестах и наши старые вывески. Здесь столько нового, никем не тронутого. <…> Отныне наша родная старина, наш архаизм ведет нас в неизведанные дали»
Лето 1911 года Гончарова провела в Полотняном Заводе, по обыкновению много работала над пейзажами и натюрмортами и всего за год написала свыше 80 картин, среди которых знаменитая серия «Художественные возможности по поводу павлина».
«Павлин (стиль русской вышивки)», названный «весенним» в каталоге выставки «Ослиный хвост», входит в эту серию. В ней Гончарова обращалась к разным стилям – от египетского до футуристического. Кроме названного произведения, в серию входили
«Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (ГТГ), «Белый павлин (стиль кубистов)» (частное собрание за рубежом), «Павлин (китайский стиль)», «Павлин под ветром (стиль футуристов)» – местонахождение двух последних неизвестно.
В отличие от «Павлина под ярким солнцем», поражающего буйством красок, «Весенний павлин» показывает Гончарову-лирика, мастера с огромным потенциалом декоратора, выраженным не столько в цвете полотна, сколько в его линейном ритме. Пышный хвост павлина образуют веточки с распустившимися листочками, а сама птица окружена схематичными монохромными цветами. Павлин «вышит» на фоне серебристо-серого фантастического дерева – движения кисти напоминают разные стежки иголки с ниткой – тамбурный шов в изображении хвоста, стебельчатый шов, которым исполнены лапки птицы, вышивке гладью подобны белила фона картины.