На протяжении всей жизни Шадр постоянно участвовал в многочисленных конкурсах на проекты памятников. Портрет А.М. Горького, получивший также название «Буревестник», связан с историей объявленного в 1939 году конкурса на создание сразу двух памятников писателю – в Москве и городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Шадр представил на суд жюри проекты для обоих городов. Портрет писателя в размере, намного превышающем натуру, предназначался для проекта в Горьком. Согласно конкурсному заданию, монумент на родине писателя должен был показать его молодым, революционно настроенным бунтарем времен «Песни о буревестнике». Шадр создал два варианта фигуры, в одном из которых изобразил писателя в длинном пальто, в другом – в косоворотке. Второй вариант почти совпадал с пластическим решением, предложенным В.И. Мухиной, которой удалось выиграть конкурс на памятник для города Горького.
Молодого писателя скульптор видел мыслителем и борцом, способным зажечь огонь в сердцах людей. Эти ипостаси его образа наиболее выразительно воплотились в портрете. Он, безусловно, лишен строгости и сдержанности, необходимых для создания монументально-мемориального произведения, призванного занять свое место в пространстве города. Этот портрет раскрывает образ надмирного гения, далекого от повседневной суеты, парящего над морями и лесами буревестника, пламенного героя своего времени. Черты лица писателя утрированны, волосы развеваются, словно крылья птицы, провидческий взор устремлен вдаль.
По замыслу Шадра, статуя Горького на вершине холма должна была венчать монументальный комплекс. К ней от берега реки вели широкие марши лестницы, обрамленные отдельными статуями и скульптурными группами. Фигура Горького ясно читалась бы на фоне неба. Скульптор изобразил романтического героя, смело идущего навстречу стихии и готового ей противостоять. В этом образе ключевым элементом, который нес основную эмоциональную нагрузку, был портрет.