Гончарова Наталия (1881-1962)
Женщина в сарафане. Эскиз костюма к балету И.Ф. Стравинского «Свадебка»
1923
Размер - 63 x 45,5
Материал - бумага верже
Техника - акварель, гуашь, графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-4477
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
Балет Игоря Стравинского «Свадебка» – одна из самых долгих в реализации постановок в дягилевской антрепризе. С момента возникновения идеи до премьеры 13 июня 1923 года прошло более 8 лет. История «Свадебки» началась в вечер премьерного показа оперы-балета «Золотой петушок», первого театрального триумфа художницы, когда Стравинский попросил ее создать эскизы декораций и костюмов «в том же стиле». Гончарова исполнила множество вариантов, ни один из которых не устраивал ее. В 1922-м, наконец, была закончена партитура, Дягилев определился с выбором хореографа – им стала Бронислава Нижинская. Вместе с импресарио она побывала в мастерской Гончаровой и категорически отвергла увиденные эскизы. На ее взгляд, «подобные макеты больше подходили для оперного спектакля на русскую тему, чем для балета Стравинского». Весной 1923 года, когда вовсю шла работа над постановкой, Дягилев пригласил Гончарову и Ларионова приехать на три дня в Монте-Карло. Присутствие на репетициях, впечатления от хореографии Нижинской подтолкнули художницу к поиску нового, более сдержанного, оформления спектакля. Нижинская видела персонажей балета «в синей одежде с бежевыми рубашками, однако предоставила это решить художнику». Очевидно, этот вариант запечатлен в эскизе. Однако позднее Гончарова изменила цвет на коричневый, ссылаясь на то, что он был наиболее распространен в деревне (в коричневый цвет холст красили на месте), тогда как синюю и черную материю покупали в городе, и она была по карману лишь зажиточным крестьянам.