На рисунке известного советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра изображена фигура молодого рабочего с закинутым на плечо молотом, стоящая на невысоком постаменте. Лист входит в группу подготовительных набросков для скульптуры
«Рабочий с молотом» (1936, Третьяковская галерея), которая должна была стать центральной фигурой памятника героям обороны Луганска, защищавшим город от белогвардейцев в годы Гражданской войны. На рисунке фигура рабочего изображена на фоне технического узла, напоминающего колесо паровоза. Очевидно, Шадр изобразил механика паровозостроительного завода – одного из старейших в городе предприятий.
Известный архитектор К.Н. Афанасьев, который вместе с Шадром работал над памятником для Луганска, вспоминал, что Иван Дмитриевич, прежде чем приступить к созданию скульптурного эскиза, побывал на всех местах боев вокруг города, а также скрупулезно изучал экспонаты местного музея, связанные с обороной города, и исполнил множество графических эскизов. На одном из первых сохранившихся эскизов памятника изображена динамичная группа из трех фигур – красноармейца, рабочего и женщины, олицетворяющих грозную народную силу. Однако, вернувшись в Москву, Шадр в 1936 году исполнил в гипсе только фигуру рабочего с молотом, которая уже после смерти скульптора была переведена в бронзу.
Интересные по композиционной разработке графические эскизы памятника для Луганска не были реализованы, как и многие другие проекты Шадра. Однако мастер претворил свой замысел в величественном произведении
«Рабочий с молотом» – одном из лучших в советской скульптуре, прославляющем мощь и героизм рабочих дружин, борющихся за освобождение родного города. Подвиг луганских рабочих в годы Гражданской войны – одна из ярких страниц истории Советского государства.