Андреев Николай (1873-1932)
Кузнец. Эскиз к проекту памятника К. Марксу для города Москвы
1918
Размер - 37 x 18,5 x 11
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-287
Поступило из бронзолитейных мастерских в Москве. 1963
На протяжении всей творческой жизни Николай Андреев много работал в области монументальной скульптуры, участвуя в разных конкурсах. В дореволюционный период высшим достижением скульптора стал памятник Н.В. Гоголю (1909), установленный на Никитском бульваре. В советское время скульптор принимал участие в осуществлении Плана монументальной пропаганды, он стал автором памятников, воздвигнутых на улицах и площадях Москвы: статуи Свободы на площади перед зданием Моссовета (1919), бюста Дантона перед зданием городской думы (1919), памятников А.И. Герцену и Н.П. Огареву перед старым зданием Московского университета на Моховой улице (1922). В 1929 году был открыт памятник А.Н. Островскому перед зданием Малого театра.
В первые послереволюционные годы в Москве было проведено несколько конкурсов на проект памятника Карлу Марксу. В третьем конкурсе был определен победитель, к исполнению принят проект С.С. Алёшина, и скульптор начал его разработку. 1 мая 1920 года на Театральной площади в Москве состоялась закладка монумента, на которой выступил с речью В.И. Ленин. Однако разработка памятника затянулась, а затем остановилась.
Первый из конкурсов относится к концу 1918 года, когда предполагалось воздвигнуть грандиозный монумент на Ходынском поле. Скульптурный эскиз Андреева, созданный в 1918 году, представляет рабочего как победителя капитала. Кузнец держит опущенный на землю молот и попирает ногой голову быка в короне. По-видимому, он изображает золотого тельца, символизирующего власть денег и наживы, которые царят в капиталистическом обществе. Позднее, в 1925 году, в сквере у Абельмановской улицы Андреевым была воздвигнута статуя «Рабочий». Он также изображен в фартуке, с засученными рукавами рубашки, одна рука упирается в бок. Рабочий держит деталь какого-то механизма, которую внимательно рассматривает. В сравнении с ним фигура для памятника Марксу отличается более сложным идейным замыслом с элементами аллегории и обладает большей пластической выразительностью.