Шадр Иван (1887-1941)
Надгробие Н.С. Аллилуевой
1936
Размер - 18,4 x 26,8
Материал - бумага
Техника - цветные карандаши, графитный карандаш, синие чернила, перо, акварель
Инвентарный номер - АРХ ГР-2615
Поступило от Всесоюзного художественно-производственного комбината имени Е.В. Вучетича (ВХПК им. Е.В. Вучетича). 1968
На эскизе известного советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра изображено надгробие Надежды Сергеевны Аллилуевой (1901–1932), второй жены И.В. Сталина. Она трагически погибла в 1932 году совсем молодой, а в следующем году по проекту Шадра на Новодевичьем кладбище было установлено надгробие Надежде Сергеевне. Однако вскоре скульптор продолжил работу над памятником, приступив к его архитектурно-садовой планировке. Это произошло в 1936 году, о чем свидетельствует авторская дата на одном из первых эскизов с изображением еще не оформленного участка с памятником, исполненным цветными карандашами и подцвеченным акварелью и синими чернилами. Шадр сделал еще несколько графических вариантов оформления надгробия, но его замысел остался неосуществленным.
В 1930-е годы надгробная пластика стала значительным явлением в творчестве скульптора. Он отдавал предпочтение форме барельефа или горельефа, как, например, в памятниках В.А. Гиляровскому (1935, не осуществлен) и Е.С. Немирович-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище. В надгробии Н.С. Аллилуевой скульптор остановился на редкой для советской мемориальной пластики форме гермы, отсылающей к античной скульптуре и русскому классицистическому надгробию.
Иван Дмитриевич Шадр был убежден, что пластические искусства должны быть так же богаты эмоциями, как и искусство актера на сцене. В одном из лучших в советской мемориальной скульптуре надгробий Надежды Аллилуевой скульптор создал тонкий по эмоциональной и психологической характеристике идеализированный образ прекрасной, рано ушедшей из жизни женщины, проникнутый настроением элегической грусти.