На эскизе известного советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра изображено надгробие Надежды Сергеевны Аллилуевой (1901–1932), второй жены И.В. Сталина. Она трагически погибла в 1932 году совсем молодой, а в следующем году по проекту Шадра на Новодевичьем кладбище было установлено надгробие Надежде Сергеевне. Однако вскоре скульптор продолжил работу над памятником, приступив к его архитектурно-садовой планировке. Это произошло в 1936 году, о чем свидетельствует авторская дата на одном из первых эскизов с изображением еще не оформленного участка с памятником, исполненным цветными карандашами и подцвеченным акварелью и синими чернилами. Шадр сделал еще несколько графических вариантов оформления надгробия, но его замысел остался неосуществленным.
В 1930-е годы надгробная пластика стала значительным явлением в творчестве скульптора. Он отдавал предпочтение форме барельефа или горельефа, как, например, в памятниках В.А. Гиляровскому (1935, не осуществлен) и Е.С. Немирович-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище. В надгробии Н.С. Аллилуевой скульптор остановился на редкой для советской мемориальной пластики форме гермы, отсылающей к античной скульптуре и русскому классицистическому надгробию.
Иван Дмитриевич Шадр был убежден, что пластические искусства должны быть так же богаты эмоциями, как и искусство актера на сцене. В одном из лучших в советской мемориальной скульптуре надгробий Надежды Аллилуевой скульптор создал тонкий по эмоциональной и психологической характеристике идеализированный образ прекрасной, рано ушедшей из жизни женщины, проникнутый настроением элегической грусти.