На рисунке известного советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра изображена фигура девушки в гимнастическом трико, выполняющей сложный акробатический прыжок. Созданный мастером образ построен на плавных текучих линиях и отличается изысканной силуэтностью и экспрессией, характерными для стилистики модерна, который оказал на Шадра существенное влияние в период стажировки во Франции и Италии в 1910–1912 годы. Несмотря на безусловное принятие метода социалистического реализма, некоторые произведения скульптора конца 1920-х – 1930-х годов отличаются криволинейными очертаниями и декоративной условностью. На заднем плане рисунка Шадр изобразил невысокий подиум, поэтому можно предположить, что «Гимнастка», как и большинство графических работ мастера, служила подготовительным эскизом для неосуществленной скульптуры.
В 1930-е годы для Шадра была актуальна тема спорта. В 1935 году он создал скульптуру «Девушка с веслом» (СКС-192) для ЦПКиО имени Горького в Москве, установленную в центре фонтана на главной магистрали. Она стала своеобразным эталоном и предметом для подражания. Подобные статуи физкультурниц, исполненные разными авторами, украшали парки многих городов, но именно работе Шадра суждено было приобрести наибольшую известность. Моделью для первого варианта скульптуры «Девушка с веслом» стала студентка Московского института физкультуры Вера Волошина. С большой долей вероятности можно предположить, что и на рисунке «Гимнастка» изображена та же модель.
Женский образ в искусстве Шадра неразрывно связан с представлением о пластическом идеале. Вдова скульптора, Т.И. Шадр-Иванова, вспоминая о посещении в конце 1920-х годов римских музеев, писала, что Ивана Дмитриевича особенно привлекала Венера Киренская. Он мечтал создать такой же грациозный образ, с наибольшей полнотой воплотившийся
«Девушке с веслом». Эта скульптура, наряду с
«Крестьянином», «Рабочим»,
«Сеятелем»,
«Красноармейцем» и самым известным произведением Ивана Дмитриевича Шадра
«Булыжник – оружие пролетариата», стала символом советской эпохи.