Гончарова Наталия (1881-1962)
Рыбная ловля
1908
Размер - 48,9 x 86,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5804
Поступило из Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. 1929
Наталия Гончарова принадлежит к числу родоначальников примитивизма как оригинального направления в авангардной русской живописи, что особенно проявилось в ее «Крестьянском цикле» 1907–1911 годов. Художница синтезировала свои впечатления от натуры и последовательно вырабатывала индивидуальную манеру письма на основе уроков новейшей живописи, которые она восприняла органично и своеобразно: вангоговскую способность вживаться в натуру и драматическую напряженность его длинного гибкого мазка, гогеновскую декоративность в построении живописной композиции, фовистское обнажение цвета с помощью локального пятна, заключенного в контур. Осознанное обращение к национальной архаике как к источнику и художественному приему помогало реализовать новые изобразительные задачи.
Рыбная ловля не раз становилась темой примитивистских работ Гончаровой. На полотне 1908 года изображены три фигуры в лодке. Мужчина и женщина вытягивают из воды сеть. Мальчик стоя правит с помощью шеста. На втором плане мы видим обобщенный образ деревни: крестьянские дома, деревья, кони на лугу, к кромке озера спускаются гуси. Упрощенные грубоватые формы, характерные для крестьянского труда позы и жесты. Художница пишет женщину в типичном поясном наклоне, как и в картинах «Беление холста», «Уборка картофеля», «Работы в саду», «Сбор хвороста». Народная изобразительная культура подсказывала Гончаровой направление поиска тем, мотивов и пластического языка. Образный строй этой картины и многих других из «Крестьянского цикла» навеян старинным религиозным лубком, старообрядческими традиционными иконами, русской деревянной игрушкой, скифской скульптурой, мотивами дальневосточного искусства, отсюда же тишина и строгость композиции, в которой повседневный труд предстает повторяющимся ритуальным действом. В то же время изысканные сочетания фиолетовых, синих, розовых, желтых с зеленым и коричневых оттенков, линейная декоративность устремленных вверх, парящих в небесах ветвей большого дерева в центре вновь заставляют вспомнить о новейшей французской живописи, например о «Цветущей ветке миндаля» Винсента Ван Гога. Гончарова не боялась подобных сравнений. Переосмысление многообразных источников, их синтез и обобщение в новой русской живописи авангардисты обозначали термином «всёчество».