Гончарова Наталия (1881-1962)
Город. Композиция в черном и желтом
Вторая половина 1950-х
Размер - 65 x 54
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1644
Поступило по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1988
Наталия Гончарова, друг и соратник Михаила Ларионова, была одним из самых смелых экспериментаторов в живописи раннего авангарда. В 1900–1910-е годы они вместе проходили периоды импрессионизма, примитивизма, изобретали лучизм – одну из первых систем беспредметной живописи.
В 1948 году Гончарова и Ларионов познакомились с Мишелем Сёфором, выдающимся пропагандистом абстрактной живописи, который готовил выставку «Первые мастера абстрактного искусства». Выставки, организованные Сёфором, стимулировали появление в творчестве Гончаровой новых композиций, близких ее ранней авангардной живописи.
Художница признавалась, что не любит город, урбанистических пейзажей в ее творчестве очень мало, более того, в ее живописи город – это собирательный образ, у него нет имени, душевности, уюта.
В городских пейзажах периода примитивизма, таких как «Осень. Парк» (1909, Третьяковская галерея), доминирует черный цвет. На фоне ярко-желтых, красных, голубых и серых пятен неба, зданий, геометрических парковых дорожек изображены темные оголенные стволы и ветви деревьев, похожие на фабричные трубы и металлические конструкции. Поздняя работа «Город. Композиция в черном и желтом» исполнена в той же цветовой гамме. Горячие желтые цвета закатного неба переходят в красно-кирпичные и сумеречные сине-голубые тона зданий и земли, все это – фон для отрывистых черно-синих пятен, напоминающих и стволы деревьев, и темные окна домов, и заводские трубы. Почти абстрактная композиция становится ярким эмоциональным выражением «страшной» красоты города.