Балет «Литургия» – один из самых смелых проектов С.П. Дягилева. Первое упоминание о будущей постановке встречается в письме Дягилева И.Ф. Стравинскому от 25 ноября 1914 года. «Сюжет подробно рассказывать не стану – скажу только, что зрелище святое, экстатическая обедня, 6–7 коротких картин. Эпоха по жанру около Византии <…> Музыка – ряд хоров a cappella – чисто религиозных, может быть, вдохновленных григорианскими темами» – так описана тема балета. Хореография поручена Леониду Мясину, которого Дягилев старательно готовил в maître de ballet. Музыкальное сопровождение варьировалось на протяжении всего времени работы над спектаклем: русские церковные песнопения, европейские композиторы; предполагали даже пригласить итальянских футуристов во главе с Томмазо Маринетти. В конце концов было принято невероятное решение – балет без музыки; сопровождением должен был стать звук шагов танцовщиков на уподобленной барабану полой сцене.
Не менее авангардным оказалось и художественное оформление Наталии Гончаровой, которую Дягилев специально пригласил из России в Швейцарию. Стремясь перенести на сцену принципы средневекового искусства, его строгий иконографический канон, Гончарова придумывала жесткие костюмы-конструкции, где позы актеров были заранее определены специально прорезанными отверстиями для рук. Движение было возможно лишь вдоль сцены. В поисках вдохновения художница обратилась к русской иконе и византийской мозаике. Сама техника эскизов с элементами коллажа из блестящей фольги напоминает о сверкающей смальте. Гончарова исполнила множество карандашных эскизов костюмов, поражающих своей энергией и фантастическим разнообразием декоративных решений. Постановка так и не была осуществлена. Однако великолепные рисунки и эскизы к балету многократно экспонировались на выставках и неизменно вызывали восхищенные отзывы критиков и зрителей.