Перед нами совсем необычный портрет молодого человека советского времени. Он принципиально не похож на привычный, плакатный образ молодого энтузиаста, рожденного, чтобы «сказку сделать былью». Неулыбчивый юноша смотрит на зрителей исподлобья. Но нельзя не отметить, что смотрит он внимательно, как будто с вопросом. Это лицо умного, серьезного человека. Автор не раскрывает имени портретируемого. Организаторы выставки «Лицо классов», по-видимому, нашли этот образ вполне типическим.
Мы обычно представляем творчество Петра Ивановича Львова по великому множеству разнообразных пейзажей и, что реже, по любовно воспроизведенным интерьерам и натюрмортам. Но сам автор писал: «я одинаково люблю давать и облик человеческого лица, и пейзаж с деревьями».
Львов любил рисовать черным карандашом, умел извлекать из этой техники максимум возможностей. В рисунке «Мужской портрет» штрихами разной цветовой насыщенности художник внимательно вылепливает черты лица: крупные нос и рот, широкие брови, белки глаз человека, смотрящего исподлобья, путаницу волос… Легким движением карандаша автор намечает тень, лежащую на лице. А костюм изображенного молодого человека − его пиджак, галстук и шарф − рисовальщик воспроизводит интенсивными, размашистыми, черными штрихами.
Львов не удовлетворился лишь изображением лица человека. Он намечает и некую атмосферу, окружающую мужчину. При этом он так же, как при фиксации костюма использует широкие, свободные движения карандаша. Эти штрихи вместе с изображением костюма создают овальную композицию портрета, концентрируют наше внимание на образе.