Маковский Владимир (1846-1920)
В приемной у доктора
1882
Размер - 18,2 x 24,3
Материал - бумага
Техника - тушь, перо
Инвентарный номер - Инв.7403
Поступил из Государственной Цветковской галереи (собрание И.Е. Цветкова). 1925
Передвижники стали родоначальниками своеобразного жанра – графических реплик живописных картин. Их главное назначение – черно-белое воспроизведение в каталогах выставок, в журнальных статьях. На огромной территории России, где до многих городов было невозможно доехать реальным выставкам, книги и журналы становились единственным источником информации и популяризации современного искусства. Уже первая выставка Товарищества сопровождалась публикациями рисунков – реплик представленных в экспозиции картин, а в дальнейшем они делались и для иллюстрированных каталогов, и для размещения на страницах самой популярной многотиражной периодики. Особую роль в развитии жанра реплик сыграло издание «25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве» 1882 года. Почти все эти «каталожные оригиналы» были приобретены И.Е. Цветковым у составителя издания Н.П. Собко и как часть его коллекции поступили в Третьяковскую галерею.
Владимир Маковский работал над темой «В приемной у доктора» в течение двух лет и создал два варианта. В 1869 году им был написан первый вариант картины, но художник ее не закончил. Новый холст, принадлежащий сейчас Третьяковской галерее, был выполнен в 1870 году; Маковский сосредоточил в нем внимание на эмоциональном содержании. Показанная впервые публике на академической выставке, картина заставила говорить о себе всю передовую критику. Высокую оценку произведению дал критик и публицист Стасов: «Владимир Маковский – один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали большие успехи <…> Нынешняя его “Приемная у доктора” – я надеюсь, все со мной согласятся – одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».
Реплика картины В.Е. Маковского «В приемной у доктора» (1882, Третьяковская галерея) была сделана художником со второго варианта картины.