Перов Василий (1833-1882)
Приезд станового на следствие
1857
Размер - 40,7 x 44,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-418
Приобретено у О.Ф. Виноградовой. 1965
Картина «Приезд станового на следствие» – одно из ранних жанровых произведений Василия Перова, созданное в период ученичества в Московском училище живописи и ваяния.
Художник изобразил сцену суда над крестьянским юношей: обвиняемого только вводят в избу для проведения расследования, но приговор уже ясен. За незакрытой дверью грустит молодая крестьянка, рядом с ней служащий готовит розги для порки.
На стуле, спиной к зрителю, сидит становой, в окружении подобострастных чиновников он чувствует себя вольготно. Его уверенные движения, свободная поза резко контрастируют с поведением осужденного, чьи руки разведены в просительном жесте. Фигура юноши, облаченная в рваные белые одежды, выделяется в темном пространстве избы. Его образ полон идеализированного смирения перед неизбежным наказанием. Особенно трогательными Перов изображает путы на руках героя: тонкая веревка едва ли сдерживает его, служа, скорее, символом несвободы, чем препятствием.
Если образ осужденного еще несет в себе следы сентиментальности и театрализации, то окружающие его персонажи правдоподобны и убедительны, их типажи – точны и характерны. Чуткость и внимательность, с которыми Перов подходит к изображению частностей деревенского быта, предвосхищают его будущий интерес к изучению типов и сцен из русской жизни.
При работе над произведением Василий Перов использовал натуру. Моделями крестьянского юноши и писаря выступили знакомые художника по Московскому училищу живописи и ваяния – Илларион Прянишников и Леонид Соломаткин.
Картина, представленная в 1858 году на выставке Академии художеств, была высоко оценена ее профессорами и преподавателями. За полотно «Приезд станового на следствие» автор получил большую серебряную медаль. Критик Владимир Стасов увидел в произведении «проповедь нового искусства», что позволило ему назвать Василия Перова наследником и продолжателем дела Федотова, а также трагического юмора Гоголя.