Владимир Маковский, один из главных художников-
передвижников, на протяжении всего творчества оставался мастером бытового жанра. Созданные его кистью «художественные документы» своего времени вызывали одобрение критики и были любимы широкой публикой, которую особенно восторгала «до иллюзии верная передача материала», виртуозно выписанного на картинах Маковского.
В бытописательных произведениях мастера герои зачастую были представлены на фоне характерного российского ландшафта (
«Игра в бабки»,
«Мать и дочь»,
«На Волге»), но пейзаж как самостоятельный жанр в творчестве Маковского встречается крайне редко.
Небольшой этюд «Цветущий миндаль. Севастополь» был исполнен в начале 1890-х годов во время поездки в Крым. На нем представлен вид южной природы в начале весны: цветущие деревья, словно кулисы по сторонам дороги, обилие зелени, горная цепь на дальнем плане и ясное голубое небо, изображение которого занимает почти половину произведения. Светлый колорит работы, построенный на сочетании голубых, зеленых и серо-коричневых тонов, характерен для пейзажных этюдов Маковского начиная с его поездок на Украину в 1880-е. Скорее всего, этюд не планировался как подготовительный материал для более крупного полотна, а стал результатом непосредственных натурных впечатлений художника и желания зафиксировать живописный вид.
В Третьяковской галерее хранятся еще два небольших пейзажных этюда Владимира Маковского (
«На пляже» и
«Яблоневый сад»).