Корин Павел (1892-1967)
Эскиз к триптиху «Дмитрий Донской»
1945
Размер - 44,7 x 110,5
Материал - бумага
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.30179/1
Приобретено у автора. 1948
Во время Второй мировой войны Павел Корин создал одно из самых узнаваемых своих произведений – триптих «Александр Невский». После его завершения художник продолжил работать над исторической тематикой и задумал написать триптих, посвященный еще одному великому защитнику Отечества – Дмитрию Донскому, одержавшему знаменательную победу над монголо-татарскими войсками на Куликовом поле в 1380 году. В качестве основного сюжета Корин выбрал событие, предшествующее битве, – приезд Дмитрия Донского в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому за благословением. Тем самым автор, несомненно, подчеркнул духовную составляющую исторического момента.
Настоящий эскиз – третий и окончательный вариант триптиха. Общая композиция становится симметричной и строится в форме треугольника, с высокой, наполненной фигурами центральной частью и низкими, разреженными боковыми частями.
Пейзаж, занимая полностью левую часть триптиха и проходя по центральной и правой частям, служит общим фоном для разворачивающегося действия. Художник отказался от конкретности в пейзаже и вернулся к равнинному условному пейзажу, подчеркивая в нем лирическое начало и дополняя клином летящих журавлей.
На узкой, вытянутой вверх центральной части изображены Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. В этом варианте Корин опять изобразил Дмитрия Донского стоящим с мечом в руке, отказавшись от конного варианта. Позу Дмитрия, однако, художник решил по-новому. Теперь он стоит, широко расставив ноги и крепко сжимая меч в обеих руках. Изменилась поза и преподобного Сергия, став более экспрессивной и драматичной. В этом варианте центральной части Корин усилил найденное во втором варианте решение знамени. Он еще увеличил его размер, теперь знамя простирается от верхнего левого угла полотна до правого нижнего и переходит даже на правую часть триптиха, ложась на землю перед фигурами Осляби и Пересвета. Само знамя теперь украшено изысканным растительным орнаментом, характерным для древнерусского шитья.
В правой части триптиха Корин, как и во втором варианте, на первом плане изобразил монахов-воинов Пересвета и Ослябю, но уже пешими, стоящими с обнаженными мечами, опущенными к знамени. Вдали справа, почти теряясь на фоне пейзажа, видна дружина, возглавляемая князем Владимиром Серпуховским.
Триптих не был осуществлен, но знамя с ликом Спаса из него Корин потом использовал в мозаике «Дмитрий Донской» на станции метро «Комсомольская».