В процессе работы над портретом Н.И. Забелы у камина Врубель отдельно писал концертное платье жены, исполненное по его собственному замыслу. Состоявшее из нескольких слоев полупрозрачных цветных материй, во взаимодействии которых рождалось бесконечное множество красочных переливов и тончайших оттенков, само платье уже было произведением искусства. Изображение этой невероятно сложной цветной формы Врубель превратил в самостоятельную художественную задачу — «портрет платья». В подготовительных рисунках он, как и в серии этюдов раковин, усложняет задание отказом от цветных материалов. Все колористическое великолепие многослойного одеяния, так поражающее в большом пастельном портрете, создается лишь градациями карандашных штриховок. Для расширения тонального диапазона Врубель работает здесь различными типами карандашей, углем, черной пастелью. «…С какою любовью нарисовано платье! Точно лихорадочная энергия мастера хотела истратить себя на эти бесчисленные складки, капризными, нервными изломами охватывающие фигуру призрачноликой женщины. В этих складках… вся гениальная мятежность Врубеля и в то же время странный рационализм, холодная точность его фантазии. Сколько терпения и мудрости вложено им в причудливую облачность этих женских тканей, в каждый извив, в каждое мерцание шелка и газа! – писал С. Маковский (Маковский С. Женские портреты современных русских художников// ж.Аполлон,1910. № 5 С. 16)