Во время Второй мировой войны Павел Корин создал одно из самых узнаваемых своих произведений – триптих «Александр Невский». После его завершения художник продолжил работать над исторической тематикой и задумал написать триптих, посвященный еще одному великому защитнику Отечества – Дмитрию Донскому, одержавшему знаменательную победу над монголо-татарскими войсками на Куликовом поле в 1380 году. В качестве основного сюжета Корин выбрал событие, предшествующее битве, – приезд Дмитрия Донского в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому за благословением. Тем самым автор, несомненно, подчеркивает духовную составляющую исторического момента.
Настоящий эскиз – второй вариант триптиха, написанный спустя два года после первого. Как общее композиционное решение, так и решение центральной и правой частей претерпели значительные изменения. Меньше всего изменения затронули левую, пейзажную часть, которая представляет собой образ всей Русской земли. Пейзаж, как и в первом варианте, продолжается по всему триптиху и в центральной и правой частях служит фоном. Однако здесь Корин меняет характер равнинного ландшафта, и действие центральной и правой частей происходит на фоне высокого холма. В целом пейзаж приобретает более индивидуальные черты, приближенные к представлениям художника о пейзаже близ Троицкого монастыря того времени.
На узкой, вытянутой вверх центральной части изображены Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Фигуры воинов-монахов Осляби и Пересвета, бывшие в первом варианте эскиза, здесь Корин убирает. Меняется поза преподобного Сергия – теперь он не воздевает руки в молитве, а указывает правой рукой на Русскую землю. Сам Дмитрий Донской представлен сидящим на коне. Значительно увеличен размер знамени, теперь оно занимает практически всю верхнюю половину холста, и головы Дмитрия и Сергия читаются на фоне золотого медальона с ликом Спасителя.
Полностью переделана правая часть триптиха. Вместо княжеской дружины Корин изобразил монахов-воинов Пересвета и Ослябю на фоне холма Маковец с Троицким собором. (Здесь Корин допускает некоторый анахронизм, так как в 1380 году храм был еще деревянным.) Пересвет и Ослябя, как и Дмитрий Донской, в этом варианте триптиха изображены конными. Только их позы со склоненными головами и опущенными к земле копьями напоминают о первом варианте, где склонившие голову дружинники стояли, опустив обнаженные мечи.
Триптих не был осуществлен, но знамя с ликом Спаса из этого триптиха Корин потом использовал в мозаике «Дмитрий Донской» на станции метро «Комсомольская».