Схимница
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Схимница
1930
Размер - 142 x 83,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-579
Приобретено у автора. 1965
С 1925 по 1937 год Павел Корин работал над серией портретных этюдов для картины «Реквием». Среди них особо выделяются портреты схимников. Их фигуры различаются одеждой, покрытой изображениями Голгоф с крестами и других знаков, напоминающих о страданиях Христа, а также словами погребальных молитв, говорящих об отрешенности их от мира, и текстом ангельского славословия – «Святый Боже…» Особенность служения схимников в том, что они полностью отрешаются от мира, словно умирая для него, и погружаются в молитву, уподобляясь ангелам. Корин изобразил схимницу из Ивановского монастыря погруженной в созерцательную молитву. Взгляд схимницы обращен в себя – не замечая ничего внешнего, она сосредоточена на внутренней молитве. Колорит портрета строгий, сдержанный, но пламя свечи и расходящиеся от него красные рефлексы наполняют работу теплым свечением.
Сохранились воспоминания Прасковьи Тихоновны Кориной о том, как Павел Дмитриевич писал этот портрет у себя в мастерской на Арбате: «Привел Павел Дмитриевич старушку на чердак. Она с собой принесла свою одежду схимницы. …Вот эта уютная, симпатичная старушка надела на себя свое одеяние. Павел Дмитриевич дал ей в левую руку медный крест, приклеив к кресту свечку горящую. “Матушка, вы не обращайте на меня внимания, стойте не двигаясь, глядите на икону в углу”, – сказал Павел Дмитриевич. “Я буду молиться про себя”, – ответила схимница. …Схимница стояла очень хорошо, окончив очередной сеанс, Павел Дмитриевич брал у нее крест. “Как вы держали в руках такой горячий, нагревшийся от свечи крест?” – спрашивал он. “В молитве и не чувствуешь, терпеть надо”, – отвечала схимница».
На эскизе картины «Реквием» (1935–1959) П.Д. Корин изобразил схимницу из Ивановского монастыря на первом плане справа, рядом с калекой-нищим. По другую сторону алтаря, почти на одном уровне с ней, изображен схимник отец Игнатий Лебедев. Их фигуры удивительно перекликаются, выстраивая композиционную линию произведения.
Личность схимонахини из Ивановского монастыря в Москве точно не установлена. Существует предположение, что изображена тайная монахиня, схимница Серафима (Лидия Дмитриевна Крылова).