Молодой иеромонах
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Молодой иеромонах
1931 год
Размер - 196 x 107
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-571
Приобретено у автора. 1964
Портрет иеромонаха Алексия Сергеева был написан П.Д. Кориным для картины «Реквием», темой которой стало предстояние Православной церкви в переломный момент истории XX века.
Возможно, иеромонаха Алексия П.Д. Корин наблюдал среди прочих монахов в церкви преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, куда перешла община Высоко-Петровского монастыря после его закрытия.
По воспоминаниям жены художника, Прасковьи Тихоновны Кориной, Павел Дмитриевич написал его быстро, легко. Когда готовый этюд П.Д. Корин показал иеромонаху, тот ужаснулся: «Павел Дмитриевич, что Вы наделали! Какое сатанинское выражение лица Вы сделали мне…». Хотя самому иеромонаху Алексию этюд не понравился, он получился удачным и глубоким по внутреннему содержанию, возможно, художником была угадана истинная сущность характера изображенного, и он дал точную характеристику очередному герою своей будущей картины.
Иеромонах Алексий, в 1944 году рукоположенный в архиепископы Русской православной церкви, принадлежал к числу братии Высоко-Петровского монастыря, куда пришел вместе с другими монахами из закрывшейся в начале 1920-х годов Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. В 1932 году Алексия Сергеева, на тот момент архимандрита, арестовали по обвинению в «проведении систематической антисоветской агитации», но вскоре освободили. Через год начались массовые аресты монахов общины Высоко-Петровского монастыря. По широко распространенному мнению, архимандрит Алексий, выступивший свидетелем обвинения на процессе, был одним из основных виновников этих арестов.