Отец Иван - священник из Палеха
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Отец Иван - священник из Палеха
1931
Размер - 142 x 89
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-831
Приобретено у автора. 1968
В 1925 году Павел Корин, побывавший на похоронах патриарха Тихона и пораженный всенародным прощанием со святителем, задумывает написать грандиозную картину и запечатлеть на ней тех представителей духовенства, интеллигенции и простого люда, которых он там увидел. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и духовности и, казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить. Первоначально его картина задумывается как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием. Но постепенно в сознании художника она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видит людей сильных духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над главным эскизом для «Реквиема».
Портрет отца Ивана из Палеха - самый динамичный по композиции из серии портретов, написанных П.Д. Кориным для «Реквиема». Представленный на портрете отец Иоанн изображен в порывистом движении, идущий широким шагом, выставляя впереди себя крест, словно осеняя им молящихся.
Установить личность изображенного на нем священника с точностью пока не удается. В своих воспоминаниях жена художника, П.Т. Корина, упоминает о том, что накануне первой поездки Павла Корина в Италию в 1931 году, в середине сентября, он едет в Палех, где пишет этюд с палехского священника, надеясь, что он пригодится для будущей картины. Но в картину этот портрет включен не был.
Этот портрет характеризует быстрое, эскизное исполнение. Краски кладутся полупрозрачными лессировочными слоями, хотя и очень энергичными мазками, особенно на одежде, написанной быстро и свободно. Основное внимание уделяется лицу и рукам, их художник прописывает более детально. Создавая выразительный, одухотворенный образ, художник ищет нужный поворот, ракурс, улавливает и передает необходимое движение.
В этой работе художник показывает свое умение работать, быстро схватывая нужное движение и композицию, улавливая нужный образ.