Корин Павел (1892-1967)
Отец и сын (Сергей Михайлович Чураков и Степан Сергеевич Чураков)
1931
Размер - 200 x 140,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-561
Приобретено у автора. 1963
В 1925 году Павел Корин, побывавший на похоронах патриарха Тихона и пораженный всенародным прощанием со святителем, задумывает написать грандиозную картину и запечатлеть на ней тех представителей духовенства, интеллигенции и простого люда, которых он там увидел. Эти образы, которые, по мнению П.Д. Корина, отражали самобытность русской культуры и духовности и, казалось, безвозвратно уходили из жизни России, художник хотел сохранить. Первоначально его картина задумывается как трагическая, звучащая как музыкальное заупокойное произведение - реквием. Но постепенно в сознании художника она приобретает торжественные героические оттенки, так как, работая над портретами персонажей своей картины, Павел Дмитриевич видит людей сильных духом, готовых стойко перенести испытания, приготовленные им временем.
С 1925 по 1937 год Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959 год работает над главным эскизом для «Реквиема».
Парный портрет Сергея Михайловича и его сына Степана Сергеевича Чураковых изначально задумывался как тройной - отца с сыновьями. Но второй сын Чуракова, Сергей, уже после начала работы над этюдом отказался позировать, и П.Д. Корин стер уже намеченную им фигуру, след от которой все еще угадывается на холсте.
Сергей Михайлович Чураков - скульптор, мастер деревянной скульптуры. Он создавал скульптуры, игрушки и композиции на темы народных сказок, мастерски вырезал животных. Павел Дмитриевич встретил его случайно на Большом Каменному мосту в Москве и был впечатлен его мощной фигурой. П.Д. Корин понял, что ему необходимо написать портрет этого «богатыря» для своей картины. Оставшийся от впечатления первой встречи образ с тростью, задумчивый, с опущенной головой, так и вошел в картину.
Рядом с отцом изображен Степан Сергеевич Чураков - ученик Павла Дмитриевича, возглавивший после него реставрационную мастерскую ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Портрет Чураковых относится к ранним работам П.Д. Корина, написанным для его картины «Реквием». Он выполнен в монохромной сдержанной гамме, краски положены тонкими лессировочными полупрозрачными слоями, скрупулёзно проработаны детали. В портретах, написанных П.Д. Кориным после посещения Италии, живописная манера художника меняется, становится более пастозной и свободной.