Корин Павел (1892-1967)
Схимница из Вознесенского Кремлевского монастыря в Москве
1933
Размер - 175 x 94
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-573
Приобретено у автора. 1965
Для своей картины «Реквием, или Русь уходящая» Павел Дмитриевич Корин создал галерею образов, в которой запечатлел типы людей, олицетворяющие духовный облик былой, уходящей безвозвратно Руси. Среди них особым смыслом наполнены портреты схимников. Их фигуры выделяются одеждой, покрытой изображениями белых голгоф с крестами и других элементов схимнического облачения, ясно читающихся на черной ткани. Особенность служения схимников в полном отрешении от мира и погружении в молитву. Схимница из Вознесенского (Кремлёвского) монастыря с прекрасным строгим лицом подобна монументу, она являет собой образ строжайшего целомудрия. В ее лице, в строгом взгляде, в сплетенных на груди пальцах рук П.Д. Корин передает внутреннее состояние, напряженную борьбу чувств и подвижническое их преодоление, отсечение своеволия. Статная фигура схимницы наделена царственным величием. На обороте холста Корин оставил надпись: «Схимница из Вознесенского Кремлёвского монастыря в Москве». Быть может, упоминание этого монастыря не случайно: на протяжении почти трехсот лет он служил местом пострига и упокоения женщин царского рода. Личность монахини точно не установлена. Согласно одной версии, это портрет игуменьи Евгении (Екатерины Алексеевны Виноградовой), которая в 1910-х годах была настоятельницей Вознесенского женского монастыря в Кремле. По другой версии, изображена Екатерина Дмитриевна Крылова, в монашестве Нина, в схиме Мария, сестра Лидии Дмитриевны Крыловой, которая, предположительно, представлена на портрете схимницы из Ивановского монастыря.