Схиигумен Митрофан и иеромонах Гермоген
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Схиигумен Митрофан и иеромонах Гермоген
1933
Размер - 203 x 134,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-562
Приобретено у автора. 1963
На двойном портрете, созданном Павлом Кориным для картины «Реквием», запечатлены монахи тайного братства Высоко-Петровского монастыря – схимоигумен Митрофан и иеромонах Гермоген. Игумен Митрофан был одним из духовных наставников последних тайных монашеских общин в Москве в 1920–1930-е годы. Он принял постриг в Смоленской Зосимовой пустыни. После ее закрытия перешел в Высоко-Петровский монастырь в Москве (на тот момент монастырь уже был официально закрыт, все жилые помещения реквизированы, но храмы продолжали действовать). В 1930 году арестован «за разжигание религиозных предрассудков» и сослан в северный край, но в 1932 году освобожден. В 1935 году, в период массовых арестов в тайной общине Высоко-Петровского монастыря, он был вновь арестован и выслан в Каширу, где служил во Фроловской церкви и продолжал принимать духовных детей. В 1941 году арестован в третий раз и отправлен в заключение, где и погиб в середине 1940-х годов.
Точные сведения об изображенном иеромонахе Гермогене в настоящее время не обнаружены. По воспоминаниям прихожанки Высоко-Петровского монастыря монахини Игнатии (Петровской), иеромонах Гермоген управлял правым хором, был суров, молчалив, нес свое послушание в полном смирении, был всегда спокоен и погружен в себя. Она также отмечала, что на полотне П.Д. Корина он запечатлен в характерном для него положении, с опущенной головой. Помимо бросающегося в глаза противопоставления двух характеров – погруженного в себя иеромонаха Гермогена и открытого взгляда схимоигумена Митрофана, можно отметить, что композиционно художник объединяет эти портреты, тем самым подчеркивая единство их монашеского служения, подвига веры, готовности свидетельствовать о ней.