Корин Павел (1892-1967)
Группа фигур. Эскиз мозаики «Марш в будущее» для дворца Советов. Фрагмент
1946
Размер - 98 x 145
Материал - картон
Техника - золочение, масло
Инвентарный номер - ЖС-1458
Поступило от П.Т. Кориной. 1978
В 1931 году началась работа над одним из самых грандиозных и амбициозных архитектурных проектов ХХ века - строительством Дворца Советов. Здание должно было стать идеологическим центром Советского Союза и всего социалистического мира, и быть самым высоким, самым вместительным и самым инновационным в своем времени. Для его постройки предполагалось использовать передовые технологии строительства и инженерии.
Большой зал Дворца Советов представлял собой колоссальный амфитеатр, окруженный галереей с пилонами, за которыми по стене шел мозаичный фриз «Марш в будущее». Размеры этой мозаики должны были стать поистине впечатляющими – протяженность 450 метров, а высота 11. Высота самих фигур, изображенных на фризе, была бы от 8-ми до 9-ти метров. П.Д. Корин писал, что «при грандиозности архитектуры и при ее колоссальных размерах, они будут казаться в натуру. Если взять размер меньше, они будут казаться мелки».
О композиции мозаики «Марш в будущее» можно судить по сохранившимся эскизам. На ней должно было быть изображено шествие людей с красными флагами, сходящихся с обеих сторон фриза к центру. В центральной группе фриза П.Д. Корин намеренно обращается к образам «Рабочего и колхозницы» скульптора Веры Мухиной и помещает стоящих на стилизованном земном шаре мужчину и женщину с серпом и молотом в руках.
На данном эскизе представлен один из наиболее показательных фрагментов шествия. Все фигуры изображены в экспрессивных, динамичных позах, мускулатура обнаженных тел подчеркнуто напряжена. Единое движение рук и стройный ритм ног усиливают целеустремленность и волевой момент людей, движущихся в слитном порыве. При этом обнаженность фигур не несет в себе чувственного оттенка. Она подчеркивает характерную для того времени идею о красоте здорового, сильного тела.
П.Д. Корин изображает фигуры на золотом фоне, помещая их таким образом в пространство вне времени и вне конкретно места. Только тонкой полосой под ногами художник обозначает условную поверхность земли, по которой они идут.
Работа над мозаикой «Марш в будущее» продолжалась с 1940 по 1948 год, но так и не была завершена. Строительство Дворца Советов приостановилось во время войны, часть металлических конструкций была разобрана и переплавлена для нужд фронта и тыла. После войны проект видоизменялся, предполагалось и иное место расположения Дворца, но в конечном итоге строительные работы так и не возобновились.
П.Д. Корину удалось выполнить в материале только 2 фрагмента – один пробный в половину размера и один уже в настоящий размер. Они долгое время находились в мастерской при Дворце Советов, но после того, как помещение отдали под другие нужды, мозаики были утрачены.