Корин Павел (1892-1967)
Суворов. Эскиз для станции метро «Комсомольская»
1951
Размер - 123 x 83
Материал - картон
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - ЖС-1249
Приобретено у автора. 1957
Проект станции Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая» был разработан А.В. Щусевым, а после его смерти в 1949 году дорабатывался архитекторами В.Д. Кокориным, А.Ю. Заболотной и В.С. Варваниным. Главным декоративным убранством станции должны были стать размещенные на своде плафоны с фресками. Но по настоянию художника П.Д. Корина живопись заменили на мозаику: эта техника менее подвержена воздействию влаги, проникновение которой в подземном сооружении нельзя исключить. Для «Комсомольской-кольцевой» П.Д. Корин не только создал эскизы панно, но и организовал мозаичную мастерскую в Измайловском депо и полностью контролировал процесс набора, что позволило значительно поднять качество исполнения работ. На своде станции размещены восемь основных сюжетных мозаик. Первые пять панно иллюстрируют речь И.В. Сталина на параде 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..» Три последние композиции посвящены историческим событиям ХХ века.
Представленный эскиз был создан для мозаики, посвященной Александру Васильевичу Суворову и героическому переходу русских войск через Альпы в 1799 году. В работе над мозаиками «Комсомольской» Корин использовал ряд приемов, применявшихся им ранее во Дворце Советов, – поместил персонажей на золотой фон, их контуры подчеркнул темными четкими обводками. Однако здесь он использовал золотой фон только для изображения неба, а фигуры анатомически проработал не так активно. Если во Дворце Советов напряженная работа мышц была демонстративно подчеркнута, то фигуры на «Комсомольской» решены более спокойно, плоскостно, однако без стилизации и декоративности. В позах персонажей есть некоторая условность, а жесты скорее статичны, чем динамичны. Это обусловлено самой задачей – создать парадные, репрезентативные изображения ключевых моментов военной истории России и Советского Союза. Таким образом, Корин использовал здесь подход, перекликающийся с принципами создания парадного портрета. «Торжественная станция!» –писал он сам о «Комсомольской».