На графическом эскизе памятника А.С. Пушкину для Ленинграда Шадр поместил статую поэта на высоком постаменте в форме колонны. Фигуру облегает тяжелая николаевская шинель, которая обобщает формы, придавая статуе монументальное звучание. На заднем плане легким контуром намечено здание Биржи, на фоне которой предполагалось установить памятник поэту.
Эскиз вошел в большую группу подготовительных рисунков и эскизов Шадра к проекту памятника А.С. Пушкину, конкурс на который был объявлен в 1937 году. Следует отметить, что задолго до объявления конкурса на создание памятника поэту Шадр начал работать над его воплощением, что подтверждают рисунки, датированные 1935 годом. В многочисленных набросках, альбомных заметках он намечает идеи создания памятника любимому поэту. В дни второго тура конкурса 1938 года был утвержден к реализации проект Шадра со статуей у ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. К сожалению, ему не суждено было осуществиться, так как неожиданно городские власти приняли решение установить памятник в сквере у Русского музея. Шадр согласился, но работу над новым проектом прервала тяжелая продолжительная болезнь, а 3 апреля 1941 года Ивана Дмитриевича не стало.
Пушкин был неразлучным спутником мастера последние пять лет жизни. Шадр знал наизусть чуть ли не все стихи поэта, тщательно изучал литературу о пушкинской эпохе. Он был убежден, что поэта надо изображать не созерцателем и одиноким мыслителем, но вдохновенным пророком своего народа, способным «глаголом жечь сердца людей». Именно такую возвышенно-монументальную трактовку образа поэта отражают лучшие графические эскизы скульптора.