Художник Леонид Пастернак, свидетель нескольких разрушительных войн и революций, создал в 1921 году один из первых в истории документально точный, объективный, при этом далекий от обыденности, исключительный по напряженности образ вождя большевиков Владимира Ленина.
Лист, исполненный с натуры в традиционной для Пастернака технике углем и сангиной, необходимо рассматривать в ряду его многочисленных композиций, запечатлевших крупнейших личностей культуры Серебряного века. Пастернак зафиксировал историческое событие так, как делал бы это до революции – достоверно, объективно, но создал не протокольное свидетельство, а поэтическое обобщение.
Интересно, что годом раньше молодой художник, представитель группы Уновис (Утвердители нового искусства) Сергей Сенькин выступил в печати со статьей, в которой критиковал авангардистский отдел ИЗО Наркомпроса, регулярно приглашавший для освещения работы крупнейших большевистских собраний не «левых» авторов, а «буржуазно-мещанских художников».
Сенькин писал об этом так: «По-старому были приглашены маститые Пастернак и Бродский (может быть, был бы приглашен Репин, да он в настоящее время живет за границей, да, по весьма понятным причинам, не может переварить Советов)». Между прочим, Сенькин напоминал, что Пастернак, «состоявший до революции преподавателем в Училище Живописи, после революции был отстранен от преподавания».
В своей оценке позиции Пастернака по отношению к новой власти Сенькин не ошибался. Уже в 1921 году мастер вместе с семьей навсегда покинул Советскую Россию. Его рисунки коммунистических вождей остались объективным памятником истории.