Пастернак Леонид (1862-1945)
Портрет Бориса Пастернака
1923
Размер - 45,5 x 35,3
Материал - бумага
Техника - уголь
Инвентарный номер - РС-6066
Приобретено Министерством Культуры СССР у родственников художника в Оксфорде. 1980
Искусство Леонида Пастернака обычно ассоциируется с Серебряным веком. Но мастер, привнесший в русскую художественную жизнь выразительные принципы мюнхенского модернизма, прожил долго, стал свидетелем нескольких разрушительных войн и революций, и никогда не прекращал совершенствовать творческие принципы, усвоенные в молодости.
Все вариации его метода можно проследить на примере отдельной, пожалуй, самой прочувствованной темы – изображений жены Розалии Исидоровны, детей – Бориса, Лидии, Жозефины, Александра. Значительное место в этом ряду занимают замечательные портреты старшего сына, великого русского поэта Бориса Пастернака. Отец рисовал его часто, в разное время, при разных обстоятельствах. Портрет 1923 года, напрочь лишенный интимизма, создан в Германии, где Леонид Пастернак жил вместе с женой и дочерьми с 1921 года. Он приехал сюда на лечение, но в советскую Россию не вернулся. Здесь, после нескольких лет разлуки, родителей навестил Борис, уже догадываясь, что встреча будет едва ли не последней.
Поэт высоко ценил талант отца, отдавая ему первенство в сравнении с собственной одаренностью, преклоняясь «перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт), перед многочисленностью и значительностью сделанного им». Действительно, художник сумел подняться над обыденностью и создал образ, который по напряженности и драматизму соотносится с лучшими стихами сына (к моменту создания портрета Борис Пастернак – уже автор книг «Сестра моя – жизнь» и «Темы и вариации»). Центральная для поэта идея – личность, не сломленная трагическими обстоятельствами истории, – здесь воплощена в полной мере.