Богатыри
Патрон шедевра
Васнецов Виктор (1848-1926)
Богатыри
1881-1898
Размер - 295,3 x 446
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1019
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1898
Основная тема эпического полотна Виктора Васнецова «Богатыри» – изображение богатырей-воинов, стоящих на защите рубежей родины. С 1871 года, когда был сделан первый карандашный эскиз картины, художник, по его словам, не переставал думать о своем произведении, считая его исполнение своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом».
В соответствии с основной темой он строит композицию картины, размещая на большом полотне три крупные фигуры во фронтальном ракурсе, что создает впечатление силы и величественности. Персонажи приближены к переднему плану и благодаря точке зрения снизу воспринимаются стоящими на пьедестале. Остроконечные шлемы на головах «подпирают» небо. Плотные массы темно-зеленых холмов с густым темным лесом придвинуты к витязям. Композиция тем самым уплощается, стилистически приближаясь к настенной росписи.
Поэтическая широкая распевная манера былинного эпоса помогла художнику при создании характерных черт персонажей картины и пейзажа. В центре – Илья Муромец, он прост и могуч. Согласно былинам, он крестьянский сын, родом из села Карачарова близ Мурома. В правой руке у него булава, оружие, являющееся также символом великой силы и власти, а в левой покоящееся до поры до времени копье – символ войны. В Илье Муромце чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Неразрывно слитый с могучим вороным конем, он – глава богатырской заставы, его фигура, расположенная в центре композиции, организует всю группу.
По левую руку от Ильи Муромца – самый младший витязь, «напуском смелый» – Алёша Попович. Он ловок и находчив, готов для достижения цели пойти на любые хитрости. Молодой красавец, полный отваги и смелости, Алёша – большой выдумщик, певец и гусляр, «женский пересмешник». В руках у него лук, а сбоку к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь – Добрыня Никитич – представителен и величав. Былины причисляют его к дружинникам Киевского князя Владимира. В осанке Добрыни чувствуется сознание собственного достоинства, тонкие черты лица подчеркивают «вежество», знания, вдумчивость и предусмотрительность. В картине только на нем золотой крест, который напоминает о родственной связи с Добрыней летописным, воеводой князя Владимира. Богатыри Васнецова “историчны”, но живут в эпическом времени, они становятся воплощением самой идеи богатырства.
Пейзаж написан широкой кистью. Редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. В плавных линиях контура холмов с густым темным лесом на заднем плане повторяются силуэты стоящих богатырей. Высокая трава и силуэты маленьких елочек и сосенок на первом плане как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. Таким образом, природа приобретает эпически монументальный характер.
Благодаря композиционно-стилистическим приемам, использованным художником, передано народное представление о героях былинного эпоса. В картине выражена, по словам Владимира Стасова, «вся сила и мощь русского народа <…> сила торжествующая, спокойная и важная».
Полотно стало одним из последних приобретений П.М. Третьякова в июне 1898 года. Для произведений Васнецова был выделен большой зал на втором этаже Галереи. «Богатыри» помещены на то место, которое они занимают и поныне, став одной из самых значительных и любимых картин в русском искусстве второй половины XIX века.