Васнецов Виктор (1848-1926)
Царевна Несмеяна
1916
Размер - 262 x 190
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ДМВ Ж-104
Поступило из собрания семьи В.М. Васнецова. 1951
Картина «Царевна Несмеяна» – часть живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят «Спящая царевна» (1913–1917), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917–1919), «Сивка-Бурка» (начало 1920-х) и «Ковер-самолет» (1920–1923; 1925). Васнецов задумал их в 1880–1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войн в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и неизбежной победе добра над злом.
В основу картины лег бродячий сказочный сюжет о Царевне Несмеяне. Васнецов знал его в пересказе известного собирателя русского фольклора Александра Николаевича Афанасьева. Царевну ничто не радовало и не веселило, поэтому царь пригласил во дворец женихов, чтобы они рассмешили его дочь. В награду он обещал отдать царевну в жены.
Васнецов создал образ безудержного «низменного» веселья, характерного скорее для балаганов и народных празднеств. Он показал стремящихся заполучить богатство женихов, бурным крикливым потоком проходящих мимо возвышающейся на троне царевны. Продолжение шествия изображено за пределами царского терема – на площади. Толпе корыстолюбивых женихов противопоставлена фигура царевны, которая воспринимается как своеобразный эталон нравственности и достоинства.
Ключом к пониманию авторского замысла оказывается верхняя часть композиции с изображением религиозных сюжетов. Над женихами на сводах терема помещены образы, осуждающие алчность и стяжательство: слева на стене размещен сюжет «Прение живота со смертью», у основания левой распалубки – «Повесть о Варлааме и Иоасафе». Герои этих сюжетов, прельстившись богатством и удовольствиями, теряли возможность спасения и погибали. Настенная роспись справа, напротив, восхваляет святость: над окном художник поместил распространенный сюжет «Душа чистая», рядом на правой распалубке – стилизованное растение и птицу как символы рая.
В композиции полотна органично сосуществуют два мира – сказочный и религиозный. В каждом из этих миров происходит противоборство между добром и злом. В сказочной части Васнецов противопоставляет толпу алчных претендентов на ее руку, борющихся за обещанное богатство, и царевну, ожидающую искреннего и доброго жениха. В религиозной – смиренную праведную «чистую душу» и грешников, которые, прельстившись земными благами, забыв о скоротечности жизни, лишались спасения.